Е. М. Ярославский. Талантливый пропагандист атеизма

http://se.uploads.ru/t/aJKDq.jpg

«Библия для верующих и неверующих», «Как родят­ся, живут и умирают боги и богини». Пропагандис­там хорошо известны эти произведения. Вот уже несколько десятилетий они приняты на вооружение работ­никами атеистического фронта, помогают в борьбе за преодоление религиозных пережитков в нашей стране. Автор этих книг – Емельян Михайлович Ярославский, верный ленинец, видный деятель Коммунистической пар­тии Советского Союза, талантливый пропагандист атеиз­ма. Вся его жизнь – образец верности коммунистичес­ким идеалам, великому делу нашей партии, яркий при­мер для молодежи, вступающей на трудную дорогу жиз­ни.

Емельян Михайлович Ярославский родился в 1878 г. в Чите в семье ссыльного учителя. Учиться ему при­шлось мало. Он окончил трехклассное городское учили­ще и уже с девятилетнего возраста должен был идти «в люди». Он служил учеником в переплетной мастерской, затем в магазине аптекарских товаров. Жизнь, труд ста­ли его школой, его университетами.

Он рано заразился революционными идеями, знаком­ство со ссыльными революционерами оказало решающее влияние на формирование его взглядов. Ярославский усиленно занимается самообразованием, знакомится с сочинениями крупнейших философов и социологов прош­лого, настойчиво изучает труды основоположников науч­ного атеизма.

Двадцатилетним юношей Ярославский стал известным в Забайкалье пропагандистом социал-демократических идей. В 1898 г. он организовал первый в Забайкалье ре­волюционный кружок среди железнодорожных рабочих. Этот кружок развернул широкую агитационную работу на промышленных предприятиях, за короткое время приобрел огромное влияние в массах. В 1903 г. на его ос­нове был создан Союз рабочих Забайкалья, одним из руководителей которого стал Е. М. Ярославский.

Энергичный, мужественный, целеустремленный про­пагандист, он выполнял ответственные партийные зада­ния по работе среди пролетариата Сибири, Петербурга, Екатеринослава и других городов, участвовал в создании вооруженных организаций рабочего класса, вел агита­ционную работу среди солдат. Талантливый оратор, уме­лый организатор, он пользовался большим авторитетом в рабочей среде, умел увлечь за собой массы, популярно разъяснить им задачи, которые партия большевиков ставила перед народом.

Царская охранка зорко следила за молодым револю­ционером. В 1903 г. он был арестован в Чите и обвинен в распространении антиправительственных листовок. Ос­вобожденный под надзор полиции, он перешел на неле­гальное положение и продолжал революционную работу. В 1904 г. полицейские ищейки вновь хватают Е. М. Яро­славского, и бросают в тюрьму. Освобожденный под за­лог, он возвращается к партийной работе. 1905 год за­стает его в Ярославле, где он является одним из руково­дителей революционного движения, а затем по заданию партии переезжает в Москву и входит в состав Москов­ского комитета. В 1906 г. новый арест. Ярославский со­вершает смелый побег из Сущевского полицейского до­ма. Партия посылает его на подпольную работу в Екатеринослав, Петербург, Москву, он назначается редакто­ром нелегальной военной газеты «Казарма», участвует в работе IV и V съездов РСДРП. В 1908 г., по возвраще­нии из Лондона после окончания V съезда, Ярославский вновь попадает в руки, жандармов и предстает перед царским судом по делу военно-боевой большевистской ор­ганизации. Военный суд приговорил его к семи годам ка­торги с последующей ссылкой в далекую Якутию. После каторжной тюрьмы он был отправлен по этапу в Си­бирь.

Но репрессии не сломили волю «товарища Емельяна», как называли его революционеры-подпольщики. Е. М. Ярославский ни на один день не прекращает нелегаль­ной партийной деятельности. Он поддерживает связь с партийными организациями, ведет работу среди ссыль­ных, много и упорно занимается самообразованием. Только весной 1917 г., после Февральской буржуазно-де­мократической революции, он получает возможность вер­нуться из ссылки.

В дни Великой Октябрьской революции Е. М. Ярос­лавский по поручению партии ведет работу в Москве. Он является членом Московского военно-революционно­го комитета.

Отгремели октябрьские бои. Наступили трудные годы гражданской войны. В этот период партия посылает Е. М. Ярославского на различные участки партийной и государственной работы. Он принимает активное участие в организации Красной Армии, ведет большую работу в области политического просвещения Красной Армии. После окончания гражданской войны он отдает все си­лы мирному строительству страны. На X и XI съездах партии избирается членом ЦК РКП (б), вхо­дит в состав редакционных коллегий газеты «Прав­да», журналов «Большевик», «Историк-марксист» и др. Народ неоднократно оказывал ему высокое доверие: Е. М. Ярославский избирался членом ЦИК СССР и де­путатом Верховного Совета СССР. Вместе с тем он вел большую научную работу, был автором целого ряда ис­следований по истории партии и революционного движе­ния в России. В 1939 г. был избран действительным чле­ном Академии наук СССР.

Огромная роль принадлежит Емельяну Михайловичу Ярославскому в организации атеистического движения в нашей стране. Он являлся одним из создателей и руково­дителем Союза воинствующих безбожников, который в течение ряда лет вел активную антирелигиозную пропа­ганду в стране. По инициативе Е. М. Ярославского были созданы журнал и газета «Безбожник», ответственным ре­дактором которых он был со дня основания. Одновре­менно он возглавлял журналы «Антирелигиозник», «Во­инствующий атеист» и другие периодические издания, связанные с антирелигиозной пропагандой.

Ярославский был талантливым пропагандистом атеиз­ма, он многое сделал для разъяснения марксистско-ле­нинской точки зрения на религию, отношения Коммуни­стической партии и Советского государства к религии и церкви. На страницах журналов и газет было опублико­вано множество его работ, посвященных критике рели­гиозного мировоззрения и различных сторон многовеко­вой деятельности церкви, направленной на одурманива­ние трудящихся.

Значительный вклад в дело антирелигиозной пропа­ганды внесла книга Е. М. Ярославского «Библия для ве­рующих и неверующих», которая и в наши дни поль­зуется огромной популярностью среди пропагандистов. В этой книге он подверг беспощадной критике Библию, «священную» книгу христиан и иудеев, вскрыл противо­речия в ее текстах, убедительно доказал, что в них нет ничего священного, что они не «богодуховенны», а явля­ются сочинениями многих древних писателей, созданны­ми в разное время и включающими в себя сказки и пре­дания разных народов. В «Библии для верующих и неве­рующих» раскрывается антинаучный характер «свя­щенных» сказаний о происхождении мира, солнечной си­стемы, Земли, животных и человека. В ней показывается враждебность библейского учения интересам народа, роль Библии в духовном закабалении народа.

Яркая, живая, остроумная, книга Е. М. Ярославского нашла миллионы читателей, она выдержала несколько изданий, переведена на многие языки и с большим инте­ресом читается как неверующими, так и верующими людьми. И не случайно многие бывшие верующие, кото­рые навсегда порвали с религией, говорят о том, что зна­чительную роль в этом разрыве сыграла книга «Библия для верующих и неверующих». «Эта книга заронила в мою душу первые сомнения в истинности того, во что я верил 20 лет, – пишет бывший верующий В. Тараскин, – она заставила меня впервые взглянуть на Библию трезво, и это привело меня на путь глубоких раздумий, в результате которых я отошел от религии». «Книга Е. М. Ярославского, – пишет колхозница Д. Н. Русских, – по­могла мне освободиться от тяжкого груза, который я не­сла много лет. Я благодарна ей за то, что она указала мне путь к свету». Таких писем много. Можно ли найти для книги более высокую оценку!

Широко известна также книга Е. М. Ярославского «Как родятся, живут и умирают боги и богини». Она бы­ла написана в 1925 г. В предисловии к первому изданию автор писал: «Главная задача работы – показать зем­ной источник всех религиозных понятий и представлений, показать, что все боги созданы людьми…» Эту задачу он выполнил с присущим ему публицистическим мастерст­вом, с талантом, блестящего пропагандиста-антирелигиозника. В своей книге он дал анализ развития религиозных верований, показал, что истоки христианской религии ле­жат в верованиях древних народов, что представления о жизни и деяниях Иисуса Христа и «святых угодников» основываются на представлениях о богах, которые имели место в египетской, древнееврейской, ассиро-вавилонской религиях. Он убедительно раскрыл земную основу рели­гиозных верований у различных народов; используя большой фактический материал, показал, что религия имеет источники в окружающей действительности; на конкретных примерах обосновал марксистское положение, что религия является фантастическим, превратным отра­жением мира в сознании людей. Останавливаясь в основ­ном на происхождении христианства, он подверг крити­ке и вероучения иудаизма и ислама, показал их связь с христианством.

Большой славный путь прошел Емельян Михайлович Ярославский. До последних своих дней (он умер в 1943 г.) он оставался неутомимым пропагандистом ле­нинских идей. И в наши дни, когда советский народ на­ряду с вопросами хозяйственного строительства решает важнейшую задачу коммунистического воспитания тру­дящихся, произведения Е. М. Ярославского остаются бо­евым оружием атеистов в их борьбе за преодоление ре­лигиозных пережитков в нашей стране.

Источник