Атеистка Н. К. Крупская

http://se.uploads.ru/t/UkOvY.jpg

Надежда Константиновна Крупская родилась в 1869г. С ранних лет она связала свою жизнь с деятельностью Коммунистической партии, начав рево­люционный путь в 1890 г. в Петербурге. Вскоре она вступила в созданный В. И. Лениным петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». С тех пор Н. К. Крупская была верным другом В. И. Ленина и его помощником в революционной борьбе.

После победы Великой Октябрьской социалистичес­кой революции Надежда Константиновна вела большую работу в области народного просвещения и коммунисти­ческого воспитания трудящихся. Талантливый пропаган­дист и агитатор, она была страстным, непримиримым борцом против религии и религиозных пережитков, счи­тая их существенным препятствием на пути построения нового общества и воспитания нового человека – строи­теля коммунизма.

Чтобы преодолеть религиозные предрассудки, писа­ла Н. К. Крупская, надо знать и учитывать конкретные условия, порождающие их не только у отдельных слоев населения, но даже и у отдельных людей. В дореволю­ционной России причиной религиозности крестьян и ра­бочих была их бесправная, нищенская жизнь. При Совет­ской власти эти причины исчезли, но не были ликвиди­рованы еще многие материальные трудности и недостат­ки в культурной жизни, которые и способствовали сохра­нению религиозных предрассудков. Главный принцип Н. К. Крупской в вопросах атеистического воспитания, который пронизывает все ее работы, – не проходить ми­мо религиозных предрассудков, а бороться с ними, ак­тивно помогать массам освободиться от религиозного дурмана.

Огромное внимание уделяла Крупская атеистическо­му воспитанию детей. Она требовала, чтобы школьные программы и учебники были пронизаны воинствующим атеизмом. При этом Надежда Константиновна прида­вала большое значение преподаванию естественных наук, которые помогают человеку познавать законы природы, узнать о происхождении Земли, человека, о взаимоот­ношении человека с природой и т. д.

Крупская неоднократно подчеркивала, что для форми­рования материалистического мировоззрения необходи­мо понимание общественных явлений, для чего нужно обратить особое внимание на преподавание в школах политической экономии, экономической географии, исто­рии, литературы. Крупская настаивала на включении этих дисциплин в учебные планы школ, и особенно школ для взрослых. «Дать ученику понимание общественных явлений, – писала Надежда Константиновна, – значит вытеснить из его миропонимания бога».

Крупская была глубоко убеждена в том, что успех воспитания в подрастающем поколении материалистиче­ского мировоззрения во многом зависит от умения пре­подавателя тесно связывать теорию с практикой. Она была неутомимым поборником политехнизации совет­ской школы, трудового воспитания молодежи. В докла­де на III съезде по охране детства (1930 г.) она гово­рила, что «трудовое коммунистическое воспитание – это глубоко антирелигиозное воспитание».

Вместе с тем Крупская предупреждала против грубо­го, примитивного подхода к антирелигиозной пропаганде среди детей, против таких методов, как насильственное снятие с детей крестов и т. п. В статье «Антирелигиоз­ное воспитание в школе, при Советской власти» (1939 г.) она писала: «Чем лучше, глубже будет развиваться и учебная и воспитательная работа, чем больше она будет пропитываться коммунистическим духом, тем более бу­дет она способствовать тому, что для подрастающего поколения религия будет настолько чуждым, диким, что среди этого поколения станет совершенно ненужным антирелигиозная пропаганда».

Видное место в работах Н. К. Крупской занимает вопрос о роли искусства в коммунистическом воспита­нии трудящихся и, особенно, подрастающего поколения. В статье «Роль искусства в религиозном и антирелиги­озном воспитании» она показала, что церковь на протя­жении многих веков использовала искусство в своих це­лях. Пышностью богослужений, музыкой, хоровым пени­ем, храмовой живописью служители церкви привлекали трудящихся, которые в условиях капитализма живут се­рой, безрадостной жизнью. Попыткам духовенства ис­пользовать искусство для укрепления своего влияния в массах в наши дни Крупская призывала противопоста­вить реалистическое искусство, максимально приблизив его к народу. С этой целью она рекомендовала широко развивать самодеятельность в культурно-просветитель­ных учреждениях, сделать доступными для самых ши­роких масс театры, кино, музеи.

Высказывания Н. К. Крупской о роли реалистичес­кого искусства в коммунистическом воспитании трудя­щихся приобретают особое значение в период разверну­того строительства коммунизма, в свете задач, постав­ленных перед работниками советского искусства нашей партией.

Источник