Сретение господне

http://se.uploads.ru/t/wp0Ie.jpg

Слово «сретение» в переводе на русский язык означает «встреча». Этот праздник, установленный хрис­тианской церковью в IV в., посвящен встрече младенца Христа с богом в храме Иерусалимском.

В Евангелии от Луки имеется рас­сказ о том, что на 40-й день после рождения Христа родители принесли его в Иерусалим, «чтобы представить пред господа». Бога они, конечно, в храме не встретили. Христа благословил «муж праведный» Симеон и Ан­на-пророчица, которые во всеуслы­шание объявили Иисуса долгождан­ным мессией-царем иудейским. Пос­ле совершения всех необходимых обрядов Мария с Христом и Иосиф вернулись домой, в город Назарет, Такова евангельская легенда, став­шая основанием для введения цер­ковью праздника сретение.

Для человека, знакомого со «свя­щенным писанием», эта легенда пол­на противоречий. Начать хотя бы с вопроса о том, когда Христос был принесен в храм: до или после по­клонения волхвов. Если сретение со­стоялось до поклонения волхвов, то последние так и не могли поклонить­ся божественному младенцу, потому что родители Христа возвратились не в Вифлеем, а в город Назарет, а евангелист Матфей свидетельствует, что поклонение волхвов было в Виф­лееме. Если же мы предположим, что волхвы, побывав в Иерусалиме, у Ирода-царя, поклонились в Вифле­еме Иисусу до истечения 40 дней, то никак нельзя представить себе, как Ирод, искавший смерти Христа и ра­ди этого якобы истребивший множе­ство ровесников его, не схватил Иису­са в Иерусалиме, где Симеон-«бого-приимец» и Анна-пророчица объяви­ли Иисуса мессией и царем иудей­ским.

Согласно Евангелию от Матфея, Иосиф и Мария с младенцем, спа­саясь от преследования Ирода, сразу после рождения Иисуса бежали в Египет и вернулись только после смерти Ирода. Как же святое семей­ство могло появиться в Иерусалим­ском храме на 40-й день после рож­дения Иисуса!

Каждого непредвзятого человека не может не поразить и еще одно обстоятельство. Когда Симеон начал говорить об особой, мессианской, спасительной миссии младенца Иису­са, по словам евангелиста, «Иосиф же и матерь его (Иисуса) дивились сказанному о нем». Поче­му! Разве Мария забыла о явлении ей ангела, возвестившего «непороч­ное», «сверхъестественное» зачатие, забыла безболезненные роды, забы­ла слова ангела, что Иисус будет «спасителем»! Или неужели Иосиф и Мария забыли приход и поклонение волхвов, ангелов, поющих «славу» но­ворожденному, чудесную звезду, стоявшую в небе над его колыбелью, и многое другое!

В данном случае Лука противоре­чит не только другим евангелистам, но и самому себе.

Все эти противоречия и неувязки заставляют думать, что миф о сре­тении, как и весь Новый завет, яв­ляется плодом фантазии отцов церк­ви, которые даже не потрудились как следует увязать этот новый «факт» биографии Иисуса Христа со всеми остальными.

Каковы же были цели создателей рассказа о сретении?

Эта легенда как бы обязывает каждого истинного христианина сле­довать примеру святого семейства и отдавать своего ребенка под покровительство бога и церкви с младен­ческого возраста. Это, несомненно, укрепляло влияние церкви на массы верующих.

С праздником сретения связан существующий и поныне обряд воцерковления младенцев, или так называемая сороковая молитва. Этим обрядом церковь как бы посвящает ребенка богу. Обряд воцерковления унижает женщину, внушает ей, что она существо низшее, рабское, глу­боко греховное, нечистое, обязанное всю жизнь благодарить всевышнего за то, что он сохранил жизнь ей и ее ребенку.

Современные православные пропо­ведники используют праздник срете­ния для напоминания верующим о необходимости возможно чаще встречаться с богом, т. е. для зазы­вания их в храм. Но все меньше ос­тается желающих тратить драгоцен­ное время на свидания с несуществующим богом.

Источник