Природа и вера

http://opium.at.ua/novosti2/Priroda_i_vera.jpg

Результаты исследования, проведенного социологами из Университета штата Мичиган, и опубликованные в журнале Organization & Environment рассказывают о том, что христиане оказались равнодушнее к проблемам окружающей среды, чем атеисты и приверженцы других религий.

Согласно христианскому мировоззрению, бог подчинил природу человеку, чтобы тот использовал её для удовлетворения своих нужд. С этой точки зрения экологические проблемы второстепенны по отношению к хозяйственным потребностям человека. Однако, начиная с середины 1990-х, представители целого ряда христианских церквей стали подчеркивать, что христианские ценности совместимы с бережным отношением к природе. Эта тенденция стала известна как «озеленение христианства».

Чтобы выяснить, отразилось ли «озеленение христианства» на рядовых верующих, авторы статьи проанализировали результаты масштабного социологического опроса, проведенного в США в 2010 году. Среди прочего его участников спрашивали насколько, по мнению респондентов, велика угроза загрязнения рек, готовы ли они ради борьбы с выбросами парниковых газов перейти на более дорогое, но экологическое топливо, и сортируют ли они мусор. Авторы статьи сравнили ответы, данные на эти вопросы 1430 респондентами: католиками, протестантами, атеистами и нехристианами. Выяснилось, что вне зависимости от конфессиональной принадлежности, политических взглядов и образования, христиане не так сильно беспокоятся о состоянии окружающей среды, как остальные. Исследование показало, что в быту более набожные христиане чуть бережнее относятся к природе, чем их менее религиозные единоверцы, но в целом и те и другие уступают по этому показателю нехристианам.

Социологи говорят, что в будущем «озеленение христианства» всё же может затронуть рядовых верующих. «Если этот тренд будет и дальше подхватываться религиозными лидерами, то сдвиг рано или поздно произойдёт и среди широкой публики», - рассказал Аарон Маккрайт, один из авторов работы.

Журнал «Открытия и гипотезы», № 9/2013.